Модуль «Логистика» позволяет решать следующие задачи:
- Диспетчеризация на уровне производственных подразделений (цехов).
- Материально-техническое обеспечение и управление поставками.
- Входной контроль качества. Контроль качества собственного производства.
Диспетчеризация на уровне производственных подразделений (цехов).
В рамках задачи «Диспетчеризация на уровне производственных подразделений (цехов)» в модуле реализованы следующие функции:
- Документальный учет запасов, движений и списаний ТМЦ на складах и в производстве.
- Диспетчирование запуска, выпуска, перемещений производственных партий на уровне цехов и производственных переделов, учет брака и потерь.
- Управление комплектацией производственных партий материалами и деталями, учет перемещений со складов в цеховые кладовые и с кладовых на рабочие места.
- Списание материалов и комплектующих на заказы, учет трудозатрат на операциях обработки.
- Формирование данных о фактическом составе изготовленной партии / номера изделия.
- Анализ хода выполнения производственных заказов.
- Регистрация движения запасов и незавершенного производства осуществляется в системе с помощью документов учета (ДУ).
ДУ используются для учета поступлений и перемещений ТМЦ на складах / в производстве / в пути. С помощью ДУ осуществляется комплектация производственных заказов, списание материалов и ДСЕ в производстве, учет трудозатрат на операциях обработки.
Учет ТМЦ в системе ведется в аналитических разрезах: подразделение, ячейка хранения, МОЛ, партия, номер изделия, проект, этапы проекта, заказ на готовую продукцию, производственный передел, код (шифр) затрат.
Выполнение всех хозяйственных и производственных операций сопровождается автоматическим формированием документов:
- отпуск в производство материалов и комплектующих;
- резервирование комплектующих под заказы;
- перемещение в производстве запасов и партий ДСЕ по маршруту обработки;
- запуск партий ДСЕ в обработку;
- разделение партий в производстве;
- дефектация и разборка изделий для ремонта;
- списание материалов и комплектующих;
- выпуск готовых ДСЕ и регистрация брака.
При регистрации движения производится пересчет остатков ТМЦ на учетных разрезах и пересчет показателей заказов на производство и заказов на закупку, которые участвуют в операциях.
ТМЦ могут находиться в следующих статусах, которые определяют правила работы с запасами:
- Можно использовать – остаток доступен для использования.
- Требует качества контроля – партия должна быть подвергнута контролю перед использованием.
- На контроле качества — партия находится на контроле качества.
- Блокирован — запас нельзя использовать до принятия решения.
- Очередь и Остановлен — статусы при обработке полуфабрикатов.
- Не использовать — запас больше использовать нельзя.
- Испытания – партия находится на испытаниях.
Диспетчеризация на уровне производственных подразделений (цехов) включает операции:
- комплектация партий до запуска в обработку;
- запуск партий в производство, в т.ч. выдача печатных или электронных МСК на партию;
- учета выпуска годных ДСЕ и регистрация брака по завершению обработки партии в подразделении;
- разделения производственных партий;
- передача партий на следующий этап обработки или подразделению-потребителю;
- управление заказами в цехе: контроль запуска /выпуска/ передач /комплектации;
- передача заказов другому подразделению.
Реализованный в системе механизм комплектации производственных подразделений (цехов) обеспечивает:
- контроль степени комплектации заказов подразделения, в т.ч. отдельно контроль «важных» комплектующих;
- контроль обеспечения подразделений потребителей, контроль дефицита комплектующих и автоформирование требований на отпуск с подбором партий с учетом сроков годности, решений о заменах, различных правил комплектации и ограничений на подбор партий;
- «вытягивающий» (подразделения заказывают) и «выталкивающий» (поставщики должны обеспечить) способ комплектации;
- возможность планировать и контролировать «сборку комплектов» под финальную сборку изделий;
- осуществление замен комплектующих, оперативное изменение требуемой комплектации заказов;
- настройку и использование правил комплектации и списания партий вплоть до каждой номенклатурной позиции, в т. ч. FIFO/ LIFO / с наименьшим сроком годности;
- учет кратности отпуска, допустимых минимальных объемов отпуска и т. п. под потребности в производстве.
Функции диспетчеризация заказов на комплектацию реализованы в специальном интерфейсе диспетчеризации комплектации и включают:
-
возможность планировать заказы на сборку комплектов (комплектацию) для выделенных комплектовочных подразделений;
-
формирование электронных ведомостей комплектации. Учет комплектации и передач получателям.
Для диспетчеризации финальной сборки используются специальные интерфейсы контроля выполнения и комплектации сборки в которых осуществляется учет запуска / выпуска, передача между этапами сборки и на склад.
Для получения объективной информации о состояния производства осуществляется ввод оперативной информации о срывах и изменениях выполнения плана производственными подразделениями. Данная информация используется для анализа и утверждение изменений (корректировок) оперативного плана.
В системе реализован полный контроль истории обработки и состояния производственной партии, включая:
- логистический контроль состояния партии: в каком производственном подразделении и на каком переделе находится и в каком состоянии: в очереди / запущена / выпущена / передана / получена;
- ведение истории движения партии по срокам и количествам: от момента запуска на первом переделе до момента расхода на продукцию, в т. ч. разделение и объединение партий;
- контроль движения партии по рабочим местам и технологическим операциям: какие операции обработки выполнены и когда, на какой операции и рабочем месте находится в данный момент, какие прошла и на какие рабочие места назначена;
- контроль плановых и фактических трудозатрат на производственную партию.
В системе реализованы функции управления процессами ремонта изделий, включая:
- Формирование заявки на производство ремонта изделия.
- Оприходование изделий, пришедших на ремонт.
- Планирование заказа на производство ремонта на основе укрупненной технологии: ПРИХОД-РАЗБОРКА-ДЕФЕКТАЦИЯ-РЕМОНТ-СБОРКА.
- Диспетчеризация движения изделия и его составляющих в процессе ремонта: отпуск в производство, разборка, дефектация, решение по дефектным узлам, сборка.
- Автоматизированное формирование по результатам решений по дефектным составным частям:
- Заказов на закупку или производство новых узлов взамен дефектных.
- Заказов на ремонт дефектных узлов по указанной ремонтной технологии.
- Требований на дальнейшую разборку узлов и дефектацию.
Для Руководителя реализован интерфейс контроля состояния выполнения заказов, который позволяет:
- мониторить ход выполнения и срывы работ подразделениями по выполняемым заказам на готовую продукцию (красный — есть не начатая работа, по которым прошли сроки, зеленый — все вовремя, синий — начали или выполнили раньше срока, серый — начали или выполнили позже срока);
- быстро выполнять настройку аналитических разрезов с помощью «мышки»;
- получать детальную информацию о состоянии выполнения заказов по каждому подразделению.
Материально-техническое обеспечение и управление поставками.
В рамках задачи «Материально-техническое обеспечение и управление поставками» в модуле реализованы следующие функции:
-
Ведение номенклатуры поставщиков, маршрутов поставки.
-
Ведение заявок на обеспечение.
-
Контроль выполнения заказов на закупку. Формирование заявок поставщикам, уведомлений об отгрузке, регистрация поступлений.
-
Планирование закупок, формирование заказов на закупку.
-
Оперативный контроль остатков и дефицитов покупных материалов и комплектующих.
-
Учет поступлений по закупкам. Учет отгрузок готовой продукции.
Для планирования МТО в системе используются различные источники потребностей в покупных комплектующих и материалах:
-
вручную формируемые заявки на закупку;
-
плановые потребности в покупных ТМЦ по заказам на производство;
-
плановые потребности в покупных ТМЦ для обеспечения непроизводственных работ по проектам.
В целях планирования закупок в системе:
-
производится настройка для каждой покупной ТМЦ параметров планирования: закупка под заказ или на склад, размер партии закупки, уровень страхового запаса и т.д.
-
осуществляется ведение специализации поставщиков с нормативами длительностей поставки по каждой закупаемой ТМЦ и альтернативных маршрутов доставки с нормативами длительности поставки и затрат;
-
производится классификация покупной номенклатуры по категориям, возможно планирование снабжения отдельно по каждой категории ТМЦ.
Расчет графика закупок основан на обеспечении баланса спроса и предложения. В качестве спроса выступает посуточный график потребностей, формируемый на основе заявок на обеспечение и потребностей производства. На график спроса накладывается график предложения: текущие остатки на складах, отгруженные товары в пути и плановые поступления по ранее выданным заказам поставщикам. Система вычисляет плановые дефициты по дням и генерирует заказы на закупку на будущие периоды с учетом нормативов по кратности и длительности поставок.
Функционал управления закупками может использоваться без прямой связи с производственными заказами в следующих случаях:
-
когда в ходе планирования производства формируются только сводные потребности предприятия в покупных ТМЦ, на основании которых осуществляется планирование закупок;
-
когда необходимо поддерживать уровень запасов в ТМЦ, контролировать текущие дефициты и в короткие срок размещать заказы на закупку;
-
когда модуль работает отдельно от производства на основе внешних заявок.
В интерфейсе плана обеспечения детально по каждой ТМЦ и периоду отображается потребность на период, остаток или дефицит на начало периода, ожидаемы приход, остаток на конец периода. Таким образом можно контролировать текущий и ожидаемый дефицит и оперативно принимать управленческие решения для пополнения запасов.
В случае, когда имеются альтернативные поставщики номенклатуры с разными маршрутами, длительностями и стоимостями доставки, алгоритм планирования подбирает оптимальный вариант — минимальная цена поставки с условием, что укладываемся в требуемый срок поставки.
Пользователь на основании полученных результатов планирования с помощью специальной функции формирует заказы на закупку поставщикам в требуемом объеме и осуществляет их утверждение.
Заказы на закупку объединяются в заявки поставщикам. На основании заказов на закупку могут быть сформированы документы учета «Уведомление об отгрузке» и «Приход от поставщика». Позиции документов содержат ссылки на заказы на закупку, которые они обеспечивают.
В интерфейсе «Заказы на закупку» можно контролировать, на каком этапе находится заказ на закупку, нарушен ли плановый срок и т.д.
Входной контроль качества. Контроль качества собственного производства.
В рамках задачи «Входной контроль качества» в модуле реализованы следующие функции:
-
Учет перемещений партий ТМЦ на входной контроль качества.
-
Регистрация результатов входного контроля качества.
-
Учет работ и документов по рекламациям поставщикам на основе результатов входного контроля.
-
Регистрация результатов контроля качества (РКК) выпущенной продукции и полуфабрикатов, учет дефектов комплектующих.
-
Изменение статуса запасов по результатам контроля качества.
-
Управление «Условными разрешениями» на партии ТМЦ.
-
Анализ качества покупных ТМЦ и производимой продукции по РКК.
Информация о качестве продукции или покупных ТМЦ всегда связана с партией, и в случае, если продукция номерная, то и с серийным номером данной товарно-материальной ценности или полуфабриката.
К каждой партии и серийному номеру формируется документ (один или несколько), который называется «Результат контроля качества» (РКК). В документе указывается результат контроля качества, номенклатура и количество.
Также РКК содержит информацию о месте хранения, в каком подразделении эти результаты контроля получены, содержит информацию о количестве годных, заблокированных ТМЦ, информацию о представителях, участвовавших в контроле качества, а также для результатов контроля качества продукции находящейся в эксплуатации, на основании какого документа учета сформирован этот результат контроля качества, какой вид брака или дефекта был получен и какой документ решения о браке на основе данного результата контроля качества был сформирован. В системе возможно ведение РКК двух видов:
-
качество покупной продукции (входной контроль и регистрация дефекта покупной продукции);
-
регистрация дефектов продукции собственного производства.
В РКК входного контроля и регистрации дефекта покупной продукции указывается вся информация о взаимоотношении с поставщиком и данные об актах входного контроля, данные об уведомлении поставщика по результатам контроля, данные об ответе поставщика, рекламационные акты, акт исследования поставщика, данные акта удовлетворения рекламации.
В системе реализован контроль по срокам (плановые и фактические даты выполнения) этапов работ по рекламации поставщику.
Контроль качества в процессе производства, учет брака на производственных переделах, в готовой продукции и в комплектующих в составе сборки осуществляется путем регистрации дефекта:
-
на проверочной операции после выпуска партии с передела соответствующего цеха;
-
в произведенной продукции, допущенного в предшествующем по технологии изготовления цехе.
В системе ведется документальный учет решений о браке по результатам контроля: списать/ вернуть поставщику/ разобрать/ доработать по другой технологии/ вернуть на доработку на предшествующий передел. Возможно автоматическое формирование заказов на закупку или производство для восполнения дефицита, возникшего в результате получения неисправимого брака.
В РКК регистрации дефектов продукции собственного производства указывается информация, в каком заказе на производстве обнаружен брак, на каком переделе, подразделение-отправитель, подразделение-получатель, данные анализа, данные извещения (уведомления) о браке, данные разрешения на использование.
Контроль по срокам (плановые и фактические даты выполнения) этапов по работе с бракованной и дефектной продукцией собственного производства ведется на основании цепочки документов:
-
Листок (Акт) анализа при обнаружении дефекта ДСЕ;
-
Решение комиссии;
-
Извещение о браке;
-
Разрешение.
На партии ДСЕ или серийные номера служба контроля может создавать условные разрешения (УР) с временными ограничениями на использование.
В условном разрешении указывается партия (или номер ТМЦ), на которую накладываются ограничения, и тип ограничения:
-
запрет на комплектацию перечисленных сборочных единиц до снятия ограничения;
-
запрет на списание партии, то есть на использование при сборке перечисленных сборочных единиц;
-
запрет на перемещение в другие подразделения до снятия ограничения.
В системе реализованы отчеты по анализу статистики брака и дефектов:
-
Анализ статистики брака и дефектов в разрезе поставщиков и производителей, переделов, групп контролируемой продукции и т. п.
-
Анализ текущего состояния покупной продукции и продукции собственного производства по стадиям прохождения контроля.